Фриланс: работа с заказчиком. Учитесь быть менеджером.
Вы получили заказ. На первом этапе вам в лучшем случае объяснили, на каком языке, с их точки зрения, должен быть написан сайт и на что он должен быть похож.
Обязательно выясните, на какой хостинг они планируют поставить сайт впоследствии, в крайнем случае, возьмите поиски хоста на себя. Если впоследствии окажется, что проплаченный за год хост не поддерживает, например PHP5, на котором написан ваш сайт это, конечно будет не ваша проблема, но и денег за сайт вы не получите. Чтобы избежать дальнейшего непонимания и титанических переделок по пять раз, вам необходимо заставить заказчика понять, что он собственно хочет получить. Зачастую, много времени уходит, чтобы объяснить заказчику, что птички и цветочки это не к вам, а к дизайнеру, а вам нужно знать функциональность сайта, т.е. что он должен делать. Во избежание дальнейших сложностей, эту проблему желательно решить до начала работы. С этим вам может помочь справиться составление подробного техзадания.
Вариант техзадания:
1. Модуль новости
1.1 Отображение одной новости
1.2 Отображение списка новостей
1.3 Постраничная навигация по списку новостей
1.4 Ввод новости
1.5 Удаление новости
1.6 Редактирование новости
1.7 Система скрыть/отобразить новость
Стоимость модуля _____________________________
Подпись заказчика__________________
И так далее по всему функционалу сайта.
Составление стандартного техзадания очень облегчит вам жизнь.
1. Утверждение техзадания уменьшает время, затраченное на бесконечные согласования.
2. Вы точно знаете, что от вас требуется.
3. У вас появляется документ, подтверждающий вашу правоту в неизбежных спорах. Попросите заказчика после утверждения техзадания подписать его и все дальнейшие доработки тоже делайте под подпись. Не поленитесь для этого встретиться лишний раз
4. У вас появится аргумент в вопросе вознаграждения. Если заказчик утверждает бюджет проекта, допустим, 500$, а в процессе разработки к первоначальному варианту техзадания добавляются несколько пунктов, это является основанием пересмотреть бюджет. При утверждении техзадания обязательно подчеркните, что данная функциональность -500$, а все дальнейшее по договоренности. А, то часто получается, что заказчик увеличивает объем заказа почти до бесконечности, не увеличивая при этом бюджет.
Желательно чтобы один экземпляр техзадания был у вас, а второй у заказчика. Приучите заказчика работать по техзаданию. При возникновении каких-либо вопросов попросите заказчика открыть техзадание и посмотреть соответствующий проблеме пункт, например под предлогом, что, возможно, он нуждается в пересмотре. Или, сдавая сделанный кусок работы, обязательно подчеркните, что это пункт, допустим, №3 техзадания. Старайтесь составить техзадание таким образом, чтобы оно соответствовало этапам вашей работы. Если вы, допустим, каждую неделю отчитываетесь, что вначале сделали пункт1, потом пункт 2; или, что с пунктом 3 у вас возникли некоторые технические сложности, которые вы сейчас решаете, у заказчика возникает гораздо меньше вопросов и создается правильное впечатление, что работа идет, и к вам гораздо меньше претензий. Этим нехитрым приемом вы экономите время и нервы.
Теперь мы подошли к очень сложной для фрилансера проблеме оплаты заказа. Этот вопрос должен быть поднят на первой же встрече сразу после утверждения суммы заказа. Идеальным вариантом является 100% предоплата, но любой заказчик, с которым вы работаете впервые и без рекомендаций, на такое предложение подумает что-то типа, «дурака в зеркале ищи», но попытаться всегда стоит. Каждый фрилансер решает этот вопрос самостоятельно, но я хочу предложить вариант, который использую сам.
Заведите свой сайт в Интернете и выкладываете туда поэтапно («одеваете» дизайн, активируете новости, статьи и т.д.)результаты своей работы. Предварительно договариваетесь, что 50% суммы вы получаете, когда пройдет тестовый период, а вторую половину при передаче сайта заказчику, иногда удается договориться на 70% и 30%. Это не является 100% гарантией, что с вами расплатятся полностью, но вероятность, что Вас «кинут» уменьшается очень существенно. Заказчик видит свой сайт в Интернете, играется с птичками и цветочками, проверяет функциональность и, как правило, начинает заполнять сайт информацией, в такой ситуации ему сложнее забыть о своих планах и легче расплатиться с вами, видя перед собой готовый, работающий продукт.
Это является вариантом удаленной работы, когда вы с заказчиком не встречаетесь, но при этом берите 100% после тестирования, но до отсылки готовой работы заказчику, сложный, большой заказ можно разбить на этапы, с оплатой по тому, же принципу. Если вариант с Интернетом вам не подходит, тогда наиболее верным является деньги за диск с готовой работой, что тоже можно разбить на этапы, не вводите заказчика в искушение с вами не расплатиться.
Еще несколько советов, основанных на прикладной психологии и личном опыте.
1.Не начинайте встречу или телефонный разговор с негативной информации типа «шеф, все пропало». Поговорите о приятном, об успехах и перспективах, а потом плавно переходите к возникшей проблеме.
2. Лучше всего запоминается начало и финал разговора при обсуждении «скользких» тем, это надо учитывать.
3. Если вы хотите, чтобы собеседник не четко запомнил, что вы сказали, говорите немного быстрее обычного и предложение стойте как можно длиннее, рассчитано, что взрослый человек в состоянии запомнить предложение не более чем из 14 слов, включая предлоги и местоимения.
4. Никогда не возражайте «в лоб». Некоторое время подумайте, постарайтесь найти что-то позитивное в предложении собеседника, порассуждайте вслух об этом, и только после этого переходите к отрицанию, аргументируя, например, техническими сложностями реализации, а не порочностью самой идеи. Не превращайте заказчика во врага.
5. Если вы точно уверены, что заказчик не разбирается в вашей тематике, при вашем не согласии с проблемой его можно напугать. Например, использование флеш, заказчик хочет, чтобы все мигало, сияло и летало, но вы с этим не согласны, скажите, что такие сайты индексируются поисковиками в последнюю очередь и раскрутить сайт будет очень сложно. Подчеркните, что вам «очень жаль», потому что было бы очень красиво. Таких аргументов может быть очень много, главное чтобы они хотя бы отчасти, пересекались с истиной. Заказчик может не разбираться, но у него может быть толковый консультант.
6. Не делайте пауз в работе, связывайтесь с заказчиком регулярно, не исчезайте (уезжая на выходные, предупредите заказчика, вдруг он решит поработать в воскресенье на домашнем компьютере, а вы пропали).
7. Помните, что, как правило, заказ сайта для фирмы не является главным в их деятельности и не стесняйтесь напомнить о себе лишний раз.
8.Не пытайтесь уйти от «скользких» вопросов, если они поставлены «в лоб». Чем больше вы будете «юлить», тем активнее вас захочется поймать. Например, вы забыли дописать скрипт, о котором договаривались. А заказчик попался нервный. Никогда не говорите, что мол «ой, забыл». Вариант ответа: «Идея оказалась очень хорошая, но технически сложная, я над этим работаю». Завуалированный комплимент успокоит разбушевавшегося заказчика. Еще один вариант: « Хотел бы я знать где …». Ваш ответ: «Я тоже бы хотел знать!!». Заказчик в недоумении, он никак не ожидал от вас повышенного тона. Вы продолжаете на повышенном тоне: «Как мне надоели эти хостинг-провайдеры...». Потом, будто успокоившись, спокойно объясняете суть воображаемой технической проблемы.
9.Для наиболее эффективной работы с заказчиком, надо научиться относиться к этому спокойно. Эмоции можно позволить себе дома, на отдыхе с друзьями, но не на переговорах. Если вы будете обижаться, гневаться, «разочаровываться в людях», это никак вам не поможет. Вас просто переиграют.
10. Манипулировать эмоциональным человеком очень просто. Самый примитивный, но от этого не менее действенный способ, взять «на слабо». Заказчик на каком-то этапе начинает активно сомневаться в ваших способностях, вы в ответ начинаете обижаться и пытаться доказать, что вы все умеете, и заметьте, как правило, бесплатно.
11. Еще один способ, заказчик начинает жаловаться, что он нанимал уже много программистов, а его бедного «обижали», недоделывали работу, не выдерживали сроки, поэтому он хочет получить вашу работу, а заплатить когда-нибудь потом. Не соглашайтесь, скорее всего, вы окажетесь в длинном ряду программистов, которых «обиженный» заказчик «кинул» до вас.
12. Еще один вариант вы договариваетесь с одним человеком и начинаете работать, потом вам звонит «специалист» из той же фирмы и переиначивает задание, потом вам из двух источников начинают поступать противоречивые указания. В этой ситуации либо попытайтесь выйти на «самого главного», если не получится, откажитесь от заказа. Такие «заказчики» вначале два месяца будут «трепать вам нервы», а потом заплатят в два раза меньше, если вообще заплатят, а не передумают. В такой фирме, как правило, никто ни за что не отвечает, а перед начальством свое нежелание и неумение работать они прикроют, свалив вину друг на друга, а крайним в этой ситуации окажетесь вы.
13. Хочу коснуться еще одной темы - посредники в Интернете. Если вам удастся найти толкового посредника, который будет искать за вас заказы и вести все переговоры, вам повезло, но будьте готовы на выходе получать не более 30% стоимости заказа. При прочих равных, даже при таких кабальных, на первый взгляд, условиях соотношение время/деньги будет больше, чем при самостоятельных поисках заказа. Но здесь возникает опасность «кидалова» на двух этапах работы. Так что выбирайте сами.
Источник: http://kamaikin.ru |